Популярность криптовалют колеблется вместе с их курсом, однако многие все еще предпочитают инвестировать в криптовалюту и даже привлекать финансирование для своих проектов через проведение ICO (Initial Coin Offering – предложение монет) или все чаще в последнее время — STO (Security Token Offerings – предложение ценных бумаг).
Правительство страны осознает потенциальный положительный эффект, который может принести для финансового сектора экономики использование технологии распределенного реестра (или привычнее — блокчейн), а кантон Цуг даже получил неофициальное название «Криптовалютной долины», по аналогии с Силиконовой долиной в Соединенных Штатах.
И хотя законодательно понятие «криптовалюта» или «цифровая валюта» не закреплено, Швейцарское правительство в одном из своих отчетов отмечало, а позже то же определение использовалось в изменениях к законодательству по борьбе с отмыванием доходов, что «цифровая валюта – это отображение в цифровом виде ценности, которой можно торговать в Интернете, и хотя она принимает форму денег – может быть использована для оплаты реальных товаров и услуг, но нигде не признается законным платежным средством». Так, криптовалюты официально деньгами не признаются, но в сфере ведутся дискуссии, что в более широком смысле их можно считать деньгами, при условии, что криптовалюты используются в широких кругах, получили общественное признание и выполняют типичные функции денег. В то же время, для целей НДС криптовалюта считается законным платежным средством (освобождена от налогообложения НДС), а для целей определения налоговой базы такая цифровая валюта должна быть конвертирована в швейцарские франки.
Швейцарский финансовый регулятор FINMA (Financial Market Supervisory Authority) одним из первых в Европе, еще в апреле 2017, выпустил руководство по проведению ICO, в котором разъяснил о видах токенов, поделив их на платежные токены (криптовалюта в чистом виде), ютилити-токены (или полезные токены, которые предоставляют доступ к функционалу конкретной блокчейн-платформы) и токены, за которыми стоят реальные активы.
Выпуск, продажа и приобретение последних может вызвать трудности, потому что они могут быть признаны ценными бумагами (финансовыми инструментами), и тогда будут попадать под регулирование рынка ценных бумаг, их необходимо будет зарегистрировать у государства либо пытаться попасть под исключения, для которых регистрация не нужна.
В целом, в Швейцарии нет специальных лицензий или разрешений, установленных для сферы крипто, поэтому множество иных используемых в регулировании лицензий может применяться к криптовалюте, например, банковская лицензия или лицензия дилера по ценным бумагам. Кроме того, некоторая деятельность платформ для торговли (трейдинга) криптовалютой должна лицензироваться, например, если это организованная торговая площадка, которая может управляться лишь лицензированным банком, лицензированным трейдером (дилером по ценным бумагам) или признанными (зарубежными) торговыми площадками.
Привлекательность Швейцарии для криптобизнеса определяется благодаря понятному и прозрачному регулированию, в то время как множество остальных европейских стран все еще не определили для себя четкое отношение к криптовалюте и ее регулированию.